История развития элеваторов

Деревянные элеваторы
(1924 г. - 1927 г.)
Cтроительство комбината хлебопродуктов
Строительсво рабочей башни элеватора Строительство каркасного здания мельницы из сборных железобетонных элементов Элеватор постройки 1964г.

Хлеб на всех этапах развития человеческого общества был и остается основным богатством любой страны.

Практически 90% населения земного шара имеет в качестве повседневного основного продукта питания печеный хлеб или другие продукты, приготовленные из зерна. Неслучайно производство зерна - основная ведущая отрасль сельскохозяйственного производства большинства стран мира.

Сезонность производства зерна заставляет создавать и хранить его запасы для удовлетворения текущих потребностей населения, нужд животноводства и создания семенного фонда.

Мировое производство зерна достигает 1,0 - 1,2 млрд. т. ежегодно. Вместе с тем, около 100-120 млн. т, т.е. 10% производства, теряется. Одна из основных причин такого положения - недостаточная вместимость зернохранилищ.

В России зернохранилища начали строить в 1870 - 1880 годы.

В это время начали складываться условия, благоприятствующие созданию элеваторно-складского хозяйства. И хотя оно было крайне необходимо России, для которой торговля хлебом имела огромное экономическое значение и давала государству около половины всей иностранной валюты, это хозяйство в организационном отношении так и не было надлежащим образом оформлено.

В период 1861-1865 гг. из России ежегодно вывозилось в среднем 1,3 млн. т. зерна, в 1906-1910 гг. - 10 млн. т.

Сбор зерна в царской России накануне Октябрьской революции составлял 64-72 млн. т. в год. Из этого количества 24 млн. т. поступало в систему хлебооборота, т.е. представляло собой товарную часть урожая, которая уходила из сельского хозяйства. Половину из 24 млн. т. вывозили за границу.

Вопрос о строительстве элеваторов в царской России был предметом многократного и бесплодного обсуждения в многочисленных комиссиях.

Элеваторно-складское хозяйство царской России состояло из отдельных элеваторов и складов, принадлежащих ведомствам, организациям и частным лицам. Организованной хлебной системы фактически не существовало. Из-за неорганизованности хлебной торговли потери зерна были велики и оценивались в 160 млн. рублей в год.

Историю развития элеваторной промышленности нашей страны можно разделить на семь этапов.

 

Первый этап. Конец 80-х годов прошлого столетия и до 1911 г. В это время в России были построены первые механизированные зернохранилища общего пользования. Элеватор в Новгороде, построенный в 1887 г., представлял собой кирпичный корпус с деревянными силосами общей вместимостью 6,5 тыс. т. В 1888 г. в Ельце был построен элеватор вместимостью 6,5 тыс. т. с оборудованием, изготовленным на Брянских машиностроительных заводах.

Первый этап характеризуется также началом строительства элеваторов в портах Новороссийск, Николаев, Одесса, Виндава. К 1910 г. было построено 75 элеваторов общей вместимостью 450 тыс. т.

По данным профессора Д. В. Шумского, в 1910г. общая вместимость зернохранилищ русских железных дорог составляла 5700 тыс. т., в т. ч. в портах - 1800 тыс. т. Из общей вместимости пристанционных зернохранилищ на долю элеваторов приходилось только 450 тыс. т. Остальные зернохранилища представляли собой мелкие склады без всякой механизации. Железнодорожный транспорт не справлялся с перевозкой зерна, поэтому его хранили на станциях в бунтах.

 

Второй этап. С 1911г. до Великой Октябрьской социалистической революции и национализации крупных зернохранилищ (февраль 1918 г.). На этом этапе элеваторы сооружал Государственный банк, который за время своего существования (1911-1917 гг.) построил 47 элеваторов общей вместимостью 480 тыс. т., а всего зернохранилищ - на 970 тыс. т. Государственный банк взял в свои руки ряд элеваторов, построенных железными дорогами.

На этом этапе впервые возникла сеть элеваторов, объединяющая все разрозненные зернохранилища. Появилась хлебная инспекция, которая ввела качественные документы. Государственный банк проводил на элеваторах очистку, сушку и другие операции. За годы своего существования Государственный банк из затраченных на строительство 29 млн. золотых рублей вернул в виде доходов от элеваторов 15 млн. рублей. К концу 1918г. общая вместимость зернохранилищ в России составила 6800 тыс. т., в том числе 125 элеваторов и механизированных складов общей вместимостью 1000 тыс. т. В феврале 1918 г. Декретом Совнаркома РСФСР, подписанным В.И. Лениным, все элеваторы были национализированы и переданы Наркомпроду.

 

Третий этап. Годы гражданской войны (1918-1921 гг.) и восстановительного периода (1922-1928гг.). В этот период, в условиях господства в стране мелкого крестьянства, строительством элеваторов и складов занимались многочисленные государственные и кооперативные (заготовительные) организации. К 1921- 1922 гг. начинается создание системы Государственного хлебооборота. В 1922 г. была создана организация Акционерное общество А/О «Хлебопродукт». С 1924 г. А/О «Хлебопродукт» приступило к строительству элеваторов. Наряду с этим строительство элеваторов продолжали отдел Госбанка СССР и Экспортхлеб. Появились элеваторы типа 1924, 1925, 1926, 1927 гг. Всего до 1928 г. было построено 233 элеватора и достроено 13. Элеваторы, сооруженные в эти годы, имели вместимость от 700 до 2000 т и были в основном деревянными самотечного типа с приёмными амбарами без внутренних проездов. Зерно подвозили в мешках. Многие элеваторы делали пять-шесть, а отдельные - даже до 15 оборотов в год. Начинается строительство крупных железобетонных элеваторов: портового, в Николаеве и ряда мельничных в Ташкенте, Москве, Днепропетровске, Куломзино (Омск) и т. д.

К концу этапа общая вместимость зернохранилищ составила 8000 тыс. т., в т.ч. на долю элеваторов приходилось 17 %.

 

Четвертый этап. Со времени коллективизации мелких крестьянских хозяйств и создания колхозов (1928-1929 гг.) и до начала Великой Отечественной войны. Элеваторно-складское хозяйство объединяется в это время в единую государственную заготовительную систему Союзхлеб, преобразованную в 1932 г. в 3аготзерно. В 1930 г. с началом массовой коллективизации произошли изменения в производстве зерна и его заготовках. Они стали проводиться только осенью - три-четыре месяца, увеличилось количество зерна, поступающего на пункты в короткое время. Для этого этапа характерно массовое строительство складов, возведение крупных элеваторов при мукомольных и крупяных предприятиях, на узловых станциях железных дорог и в портах.

Основными, для рассматриваемого этапа, были заготовительные элеваторы типа ДЛ-75, вместимостью 5000т., а с 1939г. ДЛ-5500 вместимостью 5500-11000 т. Эти элеваторы, по сравнению с предшествующими, обладали не только большей вместимостью, но и более мощным транспортным оборудованием и зерноочистительными машинами. Большое число элеваторов было построено при мельницах в городах Новосибирск, Горький, Оренбург, Поти и т.д. Были построены крупные портовые элеваторы в Херсоне, Мариуполе.

К началу Великой Отечественной войны общая вместимость зернохранилищ страны составляла 36 млн. т., в т.ч. 12% приходилось на элеваторы. В годы Великой Отечественной войны была потеряна 1/3 всей сети элеваторно-складского хозяйства, в т.ч. 280 элеваторов. По мере освобождения оккупированных территорий немедленно восстанавливалась сеть хлебоприёмных предприятий, т.е. строительство зернохранилищ не прекращалось ни на один год. За период 1941...1945 гг. было построено складов общей вместимостью 6,2 млн. т., в том числе в 1944 г. - 2,2 млн. т. и в 1945 г. - 1,4 млн. т.

 

Пятый этап. Годы первой послевоенной пятилетки (1946-1950 гг.), в течении которых разрушенные зернохранилища были восстановлены. Законом о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства предусматривалось восстановить и построить зерноскладов и элеваторов общей вместимостью 6,4 млн. т. Задание было намного перевыполнено: общая вместимость введенных в эксплуатацию зернохранилищ составила 19,4 млн. т., в т.ч. 18,9 млн. т. складов. Только за 1949 и 1950 гг. были введены в эксплуатацию зернохранилища вместимостью более 10 млн. т. К этому времени большое число разрушенных элеваторов было восстановлено, причем их строили на старых фундаментах, но железобетонной конструкции. Характерными для послевоенного этапа являлись железобетонный заготовительный элеватор Л-2×100 вместимостью 5,5...11,0 тыс. т. и каменный зерновой склад вместимостью 3,2 тыс. т. К концу четвертой пятилетки общая вместимость зернохранилищ (заготовительные предприятия, реализационные базы, склады для хранения готовой продукции) намного превысила вместимость элеваторов и складов до Великой Отечественной Войны.

 

Шестой этап. С 1951 по 1971 г. Переход элеваторной промышленности на более высокую техническую основу. На этом этапе перед элеваторной промышленностью была поставлена задача – полностью механизировать все операции с зерном и постепенно перейти от строительства немеханизированных зерноскладов к механизированным. Элеватор должен был стать центром механизации всех работ с зерном.

Успешное выполнение решений XIX съезда партии, сентябрьского (1953 г.) и февральско-мартовского (1954 г.) Пленумов ЦК КПСС позволило увеличить как производство зерна в стране, так и объем его поступления на заготовительные предприятия. Начинается массовое строительство заготовительных предприятий в основном складского исполнения, центром механизации которых служили сушильно-очистительные башни (СОБ). Наряду со строительством СОБ в этот период проектируют и строят такие элеваторы, как Л-З×100 (типа 1953 г.), Л-4×175 (1955 г.), Л-З×175 (1956 г.). Решения ХХ съезда партии и Пленумов ЦК КПСС предусматривали дальнейшее развитие всех отраслей промышленности и сельского хозяйства. Новое строительство зернохранилищ на этом этапе базировалось на выполнении основной задачи полной механизации всех операций и проведения приёмки и обработки всего зерна в течение 30 дней. Начинается массовое строительство силосных корпусов элеваторов из сборного железобетона. ГИ «Прозернопроект» разрабатывает новые элеваторы типа ЛВ-4×175 вместимостью 80 тыс.т., Л-4×100 вместимостью 24 тыс.т. и др., рассчитанные на строительство в восточных районах страны.

На ХХII съезде КПСС была принята Программа КПСС, которая предусматривала дальнейшее увеличение производства зерна.

Новый этап в разработке и осуществлении аграрной политики начался в 1965 году. Коммунистическая партия на мартовском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС выработала основы комплексной программы развития сельского хозяйства. В результате выполнения решений партии и правительства в области развития элеваторной промышленности удельный вес механизированных зернохранилищ в 1967 г. по сравнению с 1954 г. возрос с 14,4 до 77,6%. За этот период общая вместимость элеваторов увеличилась в 3,5 раза, а их удельный вес в общей вместимости зернохранилищ с 7 до 14 %. Ввод в действие элеваторов и зерноскладов в результате строительства новых, расширения и реконструкции действующих за 20 послевоенных лет может быть представлен следующими данными (вместимость, %):

  Элеваторы Зерновые склады
4-я пятилетка (1946-1950 гг.) 4,4 14,9
5-я пятилетка (1951-1955 гг.) 16,8 25,2
Три года шестой пятилетки (1956-1958 гг.) 13,3 11,8
Семилетка (1959-1965 гг.) 33,5 24,7
В то числе 5 последних лет (1961-1965 гг.) 25,5 20,2
1966 г. 6,5 3,2
Всего 100 100
Строительство элеватора
из монолитного железобетона
Строительство элеватора
из сборного железобетона

Пятилетним планом (1966 -1970 гг.) было запланировано и построено элеваторов общей вместимостью в 3,5 раза больше, чем в предшествующем пятилетии. Была поставлена задача - положить в элеваторы годичный запас зерна помимо текущего потребления. Широкое развитие получает элеваторная промышленность в районах потребления.

 

Седьмой этап. Это период с 1971г. до 90-х г. развития элеваторной промышленности страны. В это время была разработана большая программа строительства зернохранилищ, и прежде всего элеваторов. Для выполнения ее предусматривались следующие мероприятия:

1. Увеличение вместимости существующих элеваторов путем строительства силосных корпусов расширения.

2. Строительство наряду с заготовительными элеваторами вместимостью 50 тыс. т элеваторов вместимостью 150-250 тыс. т. для длительного хранения зерна, элеваторов с силосами ø12 м и высотой их 30 и 40 м.

3. Строительство элеваторов при мельницах и крупозаводах с учётом хранения 6-ти и даже 9-месячного запаса зерна.

4. Применение индустриальных методов строительства, в частности сборного железобетона. Выполнение данных мероприятий позволило еще более увеличить элеваторную вместимость зернохранилищ всех работ с зерном на заготовительных предприятиях и элеваторах (табл.1).

 

1.Динамика ввода в действие зернохранилищ(%)

  1966-1970 гг. По отношению к 1966-1970 гг.
1971-1975 гг. 1976-1980 гг.
Всего по СССР 100 69,6 75,9
В том числе элеваторы 100 190,8 235,6

В 80-е годы было построено несколько полностью металлических элеваторов с силосами диаметром 7 метров и высотой 30 метров производства Пардубицкого машзавода (ЧССР). Однако их строительство и эксплуатация не подтвердили ожидаемых преимуществ. В нашей стране железобетонные элеваторы проектировались и строились со специализацией как заготовительные, фондовые, перевалочные (портовые) и производственные. Всего было реализовано более 50 типовых или повторно применяемых проектов элеваторов с различными силосными корпусами общей вместимостью более 60 млн. т. Максимальная емкость строившихся в нашей стране элеваторов составляла 150-170 тыс. т.

В переходный период 90-х годов ХХ века и в начале ХI века в России построили мало зернохранилищ, по различным оценкам около 20 элеваторов, в том числе отдельные силосные корпуса расширения (группы силосов) на действующих предприятиях, а так же зерновые, перегрузочные комплексы с металлическими силосами.

 

Восьмой этап. В конце 90-х гг. ознаменован появлением зерновых металлических силосных комплексов (ЗМСК). Поиск путей создания зерновых емкостей, обладающих достоинствами классических элеваторов, но не обремененных недостатками их конструкций, привел к созданию металлических силосов, в том числе силосов большого диаметра, получивших в последние десятилетия широкое одобрение и массовое внедрение. Такие зернохранилища в виде отдельных металлических силосов, особенно большого диаметра, внешне напоминают емкости для хранения нефти или других жидкостей, К 80-м годам прошлого века во многих странах (США, Аргентина, Канада, Франция, ФРГ, Австралия и др.) зерновые металлические емкости в виде групп отдельных силосов различной вместимости стали занимать ведущее место, особенно на фермах у сельхозпроизводителей и на местных элеваторах с появлением зерновых металлических силосных комплексов (ЗМСК).

Ими быстро заменили большую часть имевшихся зерновых складов с горизонтальными полами, что попутно решило проблему полной механизации и автоматизации работ с зерном, в первую очередь за счет силосов с конусными днищами. Такие силосы построены и строятся вместо списанных небольших и средних элеваторов. За счет строительства зерновых металлических силосных комплексов был быстро ликвидирован дефицит зернохранилищ во многих странах. Благодаря некоторым выигрышным по сравнению с классическими элеваторами преимуществам при строительстве зерновые металлические силосные комплексы часто получают приоритет при проектировании новых и расширении действующих зернохранилищ и в России. При этом если в качестве основных емкостей в таких зернохранилищах используются саморазгружающиеся отдельно стоящие металлические силосы (группы силосов), то они по функциям практически не отличаются от элеваторов с обычными силосными корпусами. Однако диаметр таких силосов по конструктивным и экономическим показателям, как правило, не превышает 9 м, в основном до 6-7 м, поэтому вместимость одного такого силоса составляет не больше 1000 т зерна.

При необходимости сооружения зернохранилищ большей вместимости более экономичными (по удельным затратам) являются силосы с плоскими днищами. Их диаметр может достигать 20 м и более, а вместимость - 1,5; 3,0; 4,0; 5,0; 7,0 тыс. т и более. В таких силосах под днищем устанавливают обычно цепной конвейер, на который выпускают через центральную воронку основную часть зерна. Остаток зерна подают в эту же воронку так называемым обегающим шнеком, а зачистку днища (до 5 см слоя зерна) осуществляют пневморазгрузчиками или вручную. Силосы с плоским днищем по уровню разгрузки недалеко ушли от механизированных зерноскладов и по этому важному показателю уступают элеваторам.

В составе металлического силосного комплекса используется такое же оборудование, как и в элеваторах аналогичного назначения. Производительность технологических линий в ЗМСК - в основном 100-200 т/ч, для перегрузочных комплексов - до 350-500, в портовых комплексах - до 1200 т/ч и более. В настоящее время зерновые металлические силосные комплексы в нашей стране строят в зернопроизводящих хозяйствах и на хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятиях, в морских портах и на пристанях.

Современная элеваторная промышленность, являясь важной отраслью производственной инфраструктуры народного хозяйства, неотъемлемой частью агропромышленного комплекса страны, располагает сложной техникой, высоким уровнем автоматизации производственных процессов, связанных с приемкой и послеуборочной обработкой зерна.

Дальнейшее развитие элеваторной промышленности требует учета роста производства и заготовок зерна, сокращения сроков уборки, расширения рациональной сети заготовительных предприятий для обеспечения бесперебойной приемки зерна, развития автомобильного, железнодорожного и водного транспорта.

3аготовка больших масс зерна в сжатые сроки требует особенно четкой организации его бесперебойной приемки, разгрузки, обработки и размещения.

Решение данной проблемы возможно при комплексном подходе к организации работ с зерном в условиях применения прогрессивных методов уборки.